Многие вещи в своей жизни люди просто не замечают, проходят мимо, но от этого эти вещи не перестают существовать. Причём вовсе не обязательно обладать какой-то особенной чувствительностью, нужно просто тренировать способность различения, развивать рефлексию. В темах "О рефлексии", "О Фикции" я уже касался некоторых моментов, обычно не фиксируемых вниманием.
Чтобы пройти мимо, не надо никуда ехать, ибо это находится внутри нашего мышления.
Но глупость обречена проходить.
В брахманизме существует более общее понятие "майя", которое включает в себя не только различные иллюзии и интеллектуальные заблуждения, но и иные неосознаваемые моменты.
Так согласно С. Вивекананде: майя – это время, пространство, причинность.
Но, кроме того, в брахманизме существует четыре традиционные трактовки майи:
(1) "неистинность" конкретных вещей ("оформленного и наименованного") ввиду их непостоянства и изменчивости по сравнению с вечно сущим;
(2) "неистинность" космоса по сравнению с тем же вечно сущим ввиду его периодического созидания и разрушения;
(3) "обманчивость" мира, в котором подлинно сущее предстаёт в форме иного (подобно тому, как раковина кажется серебром, а верёвка – змеёй);
(4) полная иллюзорность мира, который подобен "сыну бесплодной женщины" или "рогам зайца".
Очевидно, что третья подразумевает иллюзии восприятия, а четвёртая – словесные иллюзии (фикции).
Майя противоположна осознанию (рефлексии) и "связана с авидьей как объективный аспект незнания с субъективным" (ФЭС – с. 333).
Так В.С. Костюченко (в предисловии) при анализе понятия "майя" в сочинениях С. Вивекананды указывает, что парадоксальность экзистенциальной ситуации человека обусловлена:
а) неадекватностью устремлений (по отношению к своему благу);
б) неосознанностью противоречий в собственной мотивации;
в) привязанностью к тому, что обедняет человеческое существование, а то и прямо губит его,
г) невыявленностью своих подлинных интересов;
д) слепотой по отношению к незаметным изменениям в привычных жизненных обстоятельствах, в конце концов, радикально меняющим последние;
е) отсутствием понимания подлинных истоков и подлинных последствий своих и чужих действий в сколько-нибудь отдалённой перспективе;
ж) забвением самого важного, "глубинного" измерения в жизни и абсолютизацией её "горизонтали";
з) забвением эфемерности и кратковременности самого человеческого существования.
( из книги Вивекананда Свами "Практическая Веданта" (избр. работы): пер. с англ./ Под ред. В. С. Костюченко/. – М.: Ладомир, 1993 – 560 с.)
Сюда же можно отнести и открытия сделанные в психоанализе, а также: Idola fori, specus, theatric, tribus (лат.) – Ф. Бэкона; а также понятия аберраций близости и дальности, описанные Л.Н. Гумилёвым.
Ясно, что этот список можно было бы продолжить, но даже изложенного вполне достаточно, для того чтобы понять в какой духовной слепоте проходит обычная человеческая жизнь.
Поэтому, размышляя над этими моментами, мы можем повысить уровень осознания (рефлексии) и в какой-то мере (хотя бы частично) избавиться от "майи".
Осознавать иллюзию, значит освободиться от неё.



